Елена КОЛЕСНИКОВА: Женщина, меняющая мир

30 июня 2016

За счастьем не надо бежать, говорят мудрецы, надо лишь выбрать СВОЮ дорогу, и счастье будет идти рядом. Елена Викторовна Колесникова начала ее искать со школьной скамьи. Но нашла свой путь только спустя время. Понадобился не один год, чтобы доказать, что самое сложное в любой профессии – быть ни на кого не похожим. Сегодня она имеет почетные грамоты, дипломы, в том числе – департамента образования Иркутской области, администрации Шелеховского муниципального района, признание родителей как педагог-психолог школы №1 города Шелехова, благодарности учеников, вместе с ней участвующие в делах районного волонтерского отряда «Шелехов – СДД», добрые слова юных исследователей, постигающих под её руководством азы научной деятельности. У неё хорошая семья, трое своих детей и 900 «школьных». Это ли не счастье! Хотя от счастья, считает Елена, нет никаких ключей, дверь всегда открыта... Елена Викторовна совсем недавно стала участницей областного конкурса «Женщина, меняющая мир».

– Неужели женщина может изменить мир?

– Я думаю, мир может изменить только женщина.

– Какой же она должна быть?

– Деловой, активной и одновременно женственной. Обязательно матерью, поскольку любая мама хочет добра своим детям, а дети и есть наше будущее,

– Ваше кредо «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», вы давно пришли к этому убеждению?

– Я с ним и живу. Если дома хорошо, естественно, добро перетекает в мир. Доброта – единственное одеяние, которое никогда не ветшает. А если человеку плохо в семье, он несчастлив, вряд ли он сможет что-то теплое отдать окружающим.

Каждый человек получает два воспитания: одно ему дают родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам. Какого воспитания было больше в детстве – маминого или папиного?

Нас с братом воспитывали, как все поколение тех времен, не столько словами, сколько поступками, своим образом жизни, примерами, укладом семьи. Я не припомню, чтобы они мне указывали или запрещали. Просто родители хранили хорошие традиции.

Какие?

– Те, которые продолжаются в моей семье, это уважение к старшему поколению, забота о бабушках и дедушках. Все анекдоты про свекровь и тещу для нашей семьи не актуальны. Мы любим поездки, прогулки, походы, занятия спортом. Часто бываем на Байкале. Один сын предпочитает волейбол, другой – футбол. Дочь танцует, туризмом занимается, лыжами, на соревнованиях за лицей выступает. Лично я уже пятнадцатый год посещаю спортзал. А зимой у нас традиционно – лыжи, коньки.

– На что в вашей семье запрет?

– Наверное, на грубость. Ее никогда не было ни в родительской семье ни с чьей стороны, ни в моей семье тоже. Она не то чтобы запрещается, а просто не присутствует.

– Как так получилось, что, мечтая о педагогике, вы вдруг пошли в политехнический и работали инженером-технологом в цехе сборки военных самолетов?

Да, в школе мечтала стать учителем младших классов, как мама. Мне казалось, она родилась педагогом. Иначе более сорока лет в одной школе не проработаешь. Но папа сказал: в свой педагогический ты всегда успеешь. И посоветовал поступить в Иркутский политехнический институт. Его авторитет сыграл свою роль. По распределению попала в Новосибирск, на авиационный завод. Но потом поняла – клепки, заклепки, это не мое.

Получилось так, что первым делом самолеты, а девочки потом?

– Мальчики потом. В Новосибирске познакомилась с будущим мужем. Мы уже 28 лет вместе. Родила двух сыновей. Они уже взрослые. Старший Алексей работает на предприятии СУАЛ-ПМ, младший Роман трудится в бухгалтерии управления образования Шелеховской администрации системным администратором. Дочь Эллина – учится в Шелеховском лицее. Какой она для себя выберет путь, пока не знаю. Но она очень активная, участвует во всех делах моего волонтерского отряда «Шелехов – СДД» (Сделай Доброе дело»).

Тяжело было возвращаться в школу, в которой десять лет сами учились, мама работала?

– Наоборот, я только сюда и хотела после учебы в Иркутском институте повышения квалификации работников образования. Сейчас школа №1 – это мой второй дом, я здесь уже 21 год. Здесь проучились по восемь лет все мои дети, прежде чем перейти в лицей, здесь все классы, коридоры и лестницы знают маму.

Сколько детей уже прошло через вас?

– Не считала. Человек 40-60 – моя ежегодная коррекционная работа. Это те дети, которым нужна квалифицированная помощь психолога в развитии и с которыми я систематически веду занятия. Особенность современных детей – это более свободное отношение к дисциплине, к жизни в целом, и в том числе к педагогам, к школе. Во времена нашего школьного детства мы были убеждены, что учитель – вообще не обсуждаемая тема. Учитель выше всех на голову стоял. Сейчас ученики пытаются свои семейные особенности привнести в школу. Не всегда хорошие. Проблемных ребятишек стало много.

В фильме «Доживем до понедельника» один из учеников писал: счастье – это когда тебя понимают. Всегда Вас понимают дети и родители?

– Нет, конечно. С детьми общаться легче. А родители часто сопротивляются: им очень трудно принять, что проблема ребенка – это, в первую очередь, их проблема. Если выходим в беседе на то, что надо на себя посмотреть, на какие-то отношения с детьми, признать, что ими совершена ошибка, они обижаются. Легче считать, что виновата улица, друзья или школа.

Что труднее всего дается в отношениях с детьми?

– Труднее всего раскрыть ребенка, который не хочет раскрываться. Он получил какую-то психологическую травму в семье и находится в своей скорлупе наедине со своими внутренними проблемами, потому и не готов никому доверять.

Для Вас это минус в работе или привычная ситуация?

– Скорее, обычная. К сожалению, волшебных палочек у нас нет.

Сколько времени вы проводите в школе?

– Много. Бывает, и по 10 часов.

– Если кратко, чем занимается отряд «СДД»?

– У нас два направления в работе: пропаганда здорового образ жизни и социальная помощь одиноким пожилым людям. Организуем и проводим акции «Твори добро на радость детям», «День пожилого человека», «Георгиевская ленточка», «Нет курению», «Здоровье своими руками», «Делай правильный выбор». Проводим игровые мероприятия в детских садах и школах Шелехова, районные слеты волонтеров и ещё немало дел, которые с удовольствием выполняют дети. Особо любят ребята доставлять приятные эмоции ветеранам войны и одиноким пожилым людям: помогают прибрать квартиры к зиме и 9 Мая, делают своими руками подарки к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, помогают навести чистоту в Совете ветеранов Шелеховского района.

– Вы уверены, что добро может спасти мир?

– Я уверена , что неся добро в душе, мы можем сдерживать поток агрессивности, нервозности, раздражительности в современном темпе жизни. Как минимум, дети, которые занимаются у меня в отряде, уже получают заряд добра и несут его в себе по жизни.

Занимаясь ещё и научно-исследовательской работой, Вы привлекаете к аналитической деятельности и детей. Это дополнительная нагрузка?

Что вы, я люблю этим заниматься, так сказать, для души. В силу востребованности приходится больше уделять времени проблемным детям, а исследовательская работа проводится с учащимися более высокого уровня знаний.

Много таких ребят?

– К сожалению, ребят, желающих заниматься исследовательской деятельностью, не так много, как хотелось бы, но звезды есть. Александра Федулина, Вероника Яковлева и Мария Карбышева , к примеру, победили в соревновании молодых исследователей по Сибирскому федеральному округу в Красноярске, Кристина Осипова и Александра Федулина заняли третьи места в международной научно-инновационной конференции «Открой в себе ученого» в Санкт-Петербурге.

Темы для исследований диктуете им Вы?

– По-разному. Вот зацепила ребенка тема «Одиночество в подростковом возрасте», стали «раскручивать» вместе. Других заинтересовала проблема толерантности подростков. А факторы, влияющие на учебную мотивацию старшеклассников, мы изучаем уже одиннадцать лет.

И что, есть перемены?

– Раньше дети делали акцент на личность учителя, сейчас – больше на технологию преподавания.

– Вы задавались вопросом: зачем пришли в свою профессию?

Есть такая хорошая шутка: педагог – не профессия, это – диагноз. Как раз про меня сказано.

А если бы не удалось воплотить мечту, где бы Вы могли «пригодиться»?

– Я много лет увлекаюсь фотографией. Мне нравится ловить какие-то интересные, захватывающие моменты. Муж говорит, надо уже выставку делать. Наверное, если бы жизнь перевернулась, я могла бы себя попробовать в этом творчестве.

Поддержка участников СВО

ВОПРОСЫ,

поступившие на «горячую линию» министерства труда и занятости Иркутской области в 2023 году

Могу ли я на работе взять дополнительный отпуск по уходу за детьми, у меня двое детей (5 лет и 10 лет)?

В соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ работнику, имеющему 2 или более детей в возрасте до 14 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью
до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.

Работодатель изменил мою должностную инструкцию, где расширил мои должностные обязанности.  Может ли он принять такое решение без моего согласия?

При внесении изменений в должностную инструкцию работодатель:

- не вправе в одностороннем порядке устанавливать в должностной инструкции новые обязанности, которые влекут изменение трудовой функции работника (ст. 74 ТК РФ);

- включить новые трудовые обязанности можно только с письменного согласия работника;

- об изменении должностной инструкции должен уведомлять работника за два месяца, если она изменяет условия трудового договора.

С новой должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под подпись. При отказе работника от подписи составляется соответствующий акт.

Можно ли сократить мою ставку, если я являюсь многодетной матерью?

Можно, поскольку увольнение многодетной матери по сокращению прямо не запрещено. Однако необходимо убедиться, что нет других запретов на увольнение и что у Вас нет преимущественного права остаться
на работе.

Если у Вас есть дети до трех лет или же Вы являетесь матерью-одиночкой и у Вас есть дети до 14 лет (или ребенок-инвалид до 18 лет). В этих случаях увольнять Вас по сокращению нельзя (ч. 4 ст. 261 ТК РФ).

Также у Вас может быть преимущественное право остаться работать при сокращении должности, которую Вы занимаете, если такая должность не единственная в отделе (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).

Могу ли я уйти в отпуск по беременности и родам (больничный лист) и работать неполный день с сохранением больничного?

В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха является отпуск.

Статьей 255 ТК РФ определено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Таким образом, нахождение в отпуске по беременности и родам не предполагает возможности трудиться, в том числе и на условиях неполного рабочего времени.

Женщина, которой на основании листа нетрудоспособности предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено государственное пособие, не вправе претендовать на заработную плату, в том числе на условиях неполного рабочего времени.

Могут ли сократить мою ставку, если я в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет?

В силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5-8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), не допускается. Следовательно, организация не вправе сократить Вашу ставку.

 

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.