Золотой возраст

07 июля 2016

Всем давно известно, что ребёнок в первые пять лет впитывает больше информации и обретает больше жизненного опыта, чем в остальные годы жизни. Характер маленького человека также закладывается в нежном детском возрасте. И то, как он будет себя вести и кем станет во взрослой жизни, зависит именно от того, какие ростки были взращены в душе ребёнка. От того, каково качество познаваемого, зависит очень многое в его дальнейшей судьбе. А также от того, насколько он имеет доступ к объекту познания. Современные родители и воспитатели часто стремятся оградить своих чад от опасного и, как им кажется, совсем ненужного ребёнку. Но всегда ли они действуют правильно и осознанно? То там, то тут можно слышать: «Не ходи! Не лезь! Убьёшься! Куда пошёл?» Или здесь же: «Что ты копаешься? Давай скорее! Пошевеливайся!» Знаете, это очень сильно похоже не на общение двух любящих друг друга людей, а на «общение» жандарма и его подопечного.

НА КОРОТКОМ ПОВОДКЕ

Вот типичный пример из жизни нашего небольшого городка. На лавочке сидит бабушка с палочкой, что-то чертит этой палочкой на земле. Невдалеке – метрах в 20 или 30 – видимо, её внук пытается освоить странный предмет, похожий на деревянную штангу, возможно, кем-то используемый для занятий спортом. Как только мальчик лет шести приблизился к предмету, звучит сигнал тревоги: «Илья-а-а! Не трогай! Отойди от этой штуковины!» – это бабушка пытается уберечь внука от «опасного врага». Ну, во-первых, – это вовсе и не враг для ребёнка, а предмет исследования, а во-вторых, даже если и враг, – тем лучше, будущий мужчина должен учиться сражаться с врагами, пусть даже импровизированными. Но это совсем не входит в бабушкины планы. И поэтому, Илья, ходить тебе тихонечко вокруг кустиков и никуда не соваться. В конце концов, бабушкин авторитет никто не отменял. Давайте представим, сколько в течение дня ребёнок может услышать подобных окриков. Десятки, сотни? А в течение недели, месяца, года? И как это может отразиться на его дальнейшей жизни?

РЕБЁНОК ИЗ ТЕПЛИЦЫ

Так часто можно сегодня слышать о том, что у детей школьного возраста всё ниже и ниже становится мотивация к учёбе! Внеурочной деятельностью они вообще предпочитают себя не обременять. Школьники перестали мыть полы в своих кабинетах. О том, чтобы вычистить двор от снега, я уже не говорю. Хотя однажды мне посчастливилось познакомиться с женщиной-директором одной из московских школ, стаж работы которой в этой должности 52 года (!!!) Её старшеклассники чистят школьный двор без напоминаний, приходя в школу за час до занятий, заметьте, абсолютно добровольно. А недавно ко мне обратился классный руководитель 10 класса одной из черемховских школ с просьбой помочь разобраться, куда всё-таки девается у наших юношей и девушек желание учиться, работать, читать, познавать, да и вообще – развиваться? Увы, сегодня это общая тенденция. Но я не говорю о том, что ситуацию исправить нельзя! Просто нужно найти причины и устранить их. А причины в большинстве случаев кроются в самом раннем детстве, когда ребёнка слишком часто одёргивали, ему очень много запрещали, от всего «оберегали». В общем, растили, как в теплице.

В ИНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Говорят, дети вообще живут в каком-то другом измерении пространства и времени. Они совершенно иначе смотрят на мир и видят его, чем мы, взрослые. С этим действительно трудно спорить, ведь время от времени мы сами можем в этом убедиться. Как-то много лет назад, когда моему старшему сыну было лет шесть или семь, он отправился гулять во двор к друзьям-приятелям. Мы с ним договорились, что он гуляет один час, и по истечении этого времени сам придёт домой. Что ж, «уговор дороже денег». Проходит один час, – его нет; проходит другой, – его нет; проходит третий час, – его нет. Принципиально не иду за ним, а сам соображаю, сколько же он будет гулять свой час? Сын пришёл со двора через четыре часа. Я долго думал, наказать его или нет, и решил, что не буду. И вот почему. Я предположил, что время для ребёнка, а тем более в приятной атмосфере, течёт по-другому. Оно как будто «сжимается», и четыре часа пролетают как один. Так стоит ли наказывать ребёнка за то, что он здорово провёл время со своими друзьями? Да, совсем непросто увидеть мир глазами малыша.

УТРАЧЕННАЯ ДЕТСКОСТЬ

В книге Ли Кэролл и Джен Тоубер «Дети Индиго» авторы приводят как пример художественный фильм «Малыш» с Брюсом Уиллисом в главной роли. В жизни успешного специалиста в области создания имиджа накануне его сорокалетия происходит странная встреча, послужившая для того, чтобы ему полностью пересмотреть свои взгляды на то, как он живёт, чем дорожит, к чему стремится. Всё вроде в его бытии хорошо, налажено, стабильно, но сидит где-то внутри странная, почти не осязаемая, но такая большая заноза беспокойства, что нет никаких сил это терпеть. Да ещё почему-то стал слегка подёргиваться левый глаз… Поход к психотерапевту мало что сулил, да и, в общем, ничего не дал. Далее рассказывать не буду, кого заинтересовал сюжет, найдёте фильм в сети Интернет и посмотрите. А что касается книги «Дети Индиго», то пример этот приводится в главе, посвящённой нашей, кажется, безвозвратно утраченной детскости и непомерно выросшей вместе с нами «взрослости». Настолько выросшей, что мы совсем забыли, как смотрит на мир маленький человек.

ПОМОЖЕМ РЕБЁНКУ!

Психологи, психиатры, психоаналитики и психотерапевты всего мира хором говорят нам: современный взрослый человек – это скопление стрессов, недоразумений и беспокойств. Все эти и другие неразрешённые задачи чаще всего уходят корнями в детство. И если мы с вами найдём в себе силы вновь посмотреть на мир и на себя в нём глазами наших сыновей и дочек, мы обретём великое благо обновления своей жизни, утраченную уверенность в себе, неподдельное вдохновение. Замечательный итальянский педагог прошлого Мария Монтессори в одной из своих книг описывает случай, произошедший с ней в Японии. Она встретила на улице (или, может быть, в парке) весьма гармоничную пару: отца и маленького сынишку лет 2,5-3. Папа стоял, слегка расставив ноги, а мальчуган, улучив подходящий момент, быстро придумал игру, которая заключалась в том, чтобы, держась за ногу отца, наматывать круги через импровизированные ворота. Папа спокойно стоял и ждал, когда сын закончит. Один круг, другой, третий, четвёртый… Как вы думаете, сколько кругов отец дал сделать сыну? Правильно! Столько, сколько тому было нужно.

Я вспомнил это описание, когда в Свирске увидел подобное. Маленький мальчик и его папа шли по улице. Сынишке показалось чрезвычайно интересным перекувыркиваться через металлическую трубу, ограждающую газон (есть у нас в городе такие). А отец стоял и спокойно ждал. И он дождался, пока мальчик не накувыркался досыта. Ребёнок познаёт мир и себя в этом мире. Давайте поможем ему в этом нелёгком, но чрезвычайно важном и интересном деле. Тем более, что у нас для этого есть всё необходимое!

Дмитрий ИВАНОВСКИЙ, председатель Совета отцов г. Свирска

Поддержка участников СВО

 

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Иркутское региональное отделение Союза женщин России (Иркутский областной совет женщин) приглашает женские общественные организации и объединения Иркутской области, а также активных женщин, особенно из числа настоящих и бывших педагогов, юристов, медицинских и социальных работников, представителей культуры, бизнеса и др., к сотрудничеству в сфере реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, экологии.

Именно эти направления в соответствии с Указом Президента РФ.№706 от 11 декабря 2018 года «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» определены основополагающими в деятельности Союза женщин России и его, региональных и местных отделений. Приглашаем вас, дорогие подруги, у кого есть желание и возможность заняться общественной работой, более полно реализовать свой профессиональный опыт и личностный потенциал, приобрести новых друзей и партнеров, найти дело по душе с пользой для себя и общества - подробнее ознакомиться с деятельностью Союза женщин России на его сайте (https://wuor.ru/), а также посмотреть сайт Иркутского областного совета женщин (https://baikalwoman.ru/) и определиться со своим выбором.

Будем рады взаимодействию и сотрудничеству! Телефоны для связи: 34-20-81; 24-17-47 (Самсонова Альбина Васильевна)

Информационный портал социально-ориентированных НКО Приангарья

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

© 2024 Иркутское региональное отделение Союза женщин России.